Страница Юрия Димитрина
   
 
Рецензия Ю.Димитрина на оперетту Р.Планкетта
"Корневильские колокола" в постановке
Ленинградского Малого оперного театра была
(с некоторыми изменениями) опубликована
под заголовком "Письмо, адресованное маэстро"
в газете "Вечерний Ленинград" 4 марта 1975 г.

РАДЫ ВАС ВИДЕТЬ, ГОСПОДИН ПЛАНКЕТТ.
И СЛЫШАТЬ.

      Приветствуем вас, маэстро Робер Планкетт! Заходите, располагайтесь. Вот сюда, в директорскую ложу. Рады вас видеть. Есть общая тема для разговора, маэстро. После тридцатилетнего перерыва ваши "Корневильские колокола" вновь зазвучали со сцены Малого театра оперы и балета. И все мы с радостью убедились, что очарование музыки Вашей оперетты нисколько не потускнело за те сто лет, которые отделяют её первую парижскую премьеру от нынешней ленинградской. Как вам понравился, спектакль, мсье Робер? Оркестр? Дирижер? Молод, но за пультом чувствует себя весьма уверенно, не правда ли? Да, согласен, в третьем акте П.Бубельников мог бы быть более темпераментным. Но тогда ему пришлось бы нарушать вами же предписанные темпы. (Наверно и вам, маэстро, подчас казались вялыми темпы Ваших предшественников.)
      Как вы находите певцов? Не буду с вами спорить, но в наше время, в век кино и телевидения певцам приходится быть ещё и актёрами. Да, представьте себе. Мы с удовольствием слушаем, как поёт партию маркиза де Корневиля С.Лейферкус или партию служанки Серполетты Т.Новикова... Но спектакль был бы невыносимо фальшив, если бы благородный характер маркиза не раскрывался певцом и драматически, если бы Серполетта не выглядела со сцены этакой лукавой бестией, если бы, наконец, С.Волкова, поющая Жермен, демонстрируя свой красивый голос, не сумела бы покорить публику женственностью, внутренним достоинством и простотой.
      Или возьмём, например вашего Нотариуса. Уверяю вас, что успех исполнителей этой роли Г.Людько и А.Манухова - это прежде всего успех актёрский. А как вам, рыбак Гринше, маэстро? Да, согласен, в вокальном отношении Ю.Марусин весьма привлекателен. Но ваш рыбак, маэстро, не только нежный влюблённый, но и весёлый пройдоха. Неужели вам не хотелось бы увидеть чуть больше юмора, лёгкости, даже эксцентричности и в актёрской работе Ю.Марусина, и у Ю.Леонова, исполнителя партии Старшины? Пока ещё он пережимает, "плюсует", не правда ли? И как актёр и как певец.
      Но за то каков В.Панкратов в роли злодея Гаспара! Настоящий бас и превосходный актёр. Поверьте, маэстро, такое сочетание не часто встречается даже в век кино и телевидения. Молодой певец уже почти закончил консерваторию и к счастью еще не научился пользоваться столь милыми сердцу иного вокалиста оперными штампами. Не знаю, как в ваше, мсье Робер, время, но в наше эти пресловутые штампы способны отбить охоту к музыкальному театру у самых терпеливых меломанов. Как?! Проблема сия существовала и во времена вашей юности? Я потрясён...
      Но оставим эту мрачную тему. Поговорим о вещах более приятных. 0 балетных номерах второго акта или о массовых сценах первого, или о знаменитых хоровых эпизодах "Корневильских колоколов" и, конечно же, о декорациях. Хороши, не правда ли? Если не ошибаюсь, это первая работа художницы Ирины Бирюли в опере. И бьюсь об заклад, что зрители покорены её изобретательностью - каков замок Корневилей, маэстро, каков замок - её вкусом и безупречным световым чутьём.
      А теперь позвольте вам представить главного виновника нашего (и вашего) торжества-постановщика спектакля Эмиля Пасынкова. Знакомьтесь и давайте поговорим о том, что озадачило вас, вероятно, больше всего. Куда делись разговорные сцены "Корневильских колоколов", почему ваша оперетта по воле постановщика превращена в оперу-буфф? Во первых, ваши "Колокола зазвучали в оперном театре. А ежели оперных певцов лишить возможности спрятаться за музыку, ежели заставить их не петь, а разговаривать на оперных подмостках, что есть мочи изображая жизненную правду, то, поверьте, зрелище это сможет выдержать лишь хорошо натренированный человек. Именно, гуманное отношение к публике обязывает оперные театры избегать разговорных эпизодов. Это одна причина. Другая не менее важна. Какой именно текст будет произноситься со сцены? Причём, без музыки? Н-да... Видите ли, ваши либреттисты... как бы выразиться поделикатнее... за сто лет несколько устарели. Существует мнение, мсье Робер, что единственное, в чем либреттисты большие мастера, так это в умении устареть до того, как закончат свой первый опус. И быть может, именно поэтому, господин Планкетт, ваши "Колокола" в ленинградской постановке идут не в четырех, а в двух актах, от чего очаровательная наивность либретто выглядит еще более очаровательной.
      Вы считаете, что театр не имеет на это право? Так я и думал: за сто лет психология композиторов нисколько не изменилась. Позволю себе в таком случае сослаться на точку зрения вашего уважаемого соотечественника Ромена Роллана. "Что лучше, - рассуждал он, - навязывать современной публике старинные вещи со всеми признаками их старчества или же усваивать их трезво, так, чтобы они продолжали благотворно влиять на нас? По-моему... жизнь может и должна предъявлять свои права; да будет ей позволено сохранять от гениев то, что в них вечно".
      Сколько оперетт написано вами, маэстро Робер? Двадцать? Н-да... А выжила только одна - "Корневильские колокола". Аккуратнее надо бы относиться к выбору либреттистов, месье Робер. Могу вам кое-кого присоветовать. Воля ваша, месье, но неровен час - снова столкнетесь с каким-нибудь опусом либреттиста, которого, увы, не спасет даже такая отменная музыка, как ваша.
      А теперь, маэстро, познакомьтесь с вашим ленинградским соавтором. И.Теслер - новый либреттист "Колоколов". Вы, разумеется, обратили внимание на эффектный текст песенки Нотариуса в третьей картине? Что было на ее месте, и оригинале? Заурядная проза. А теперь там привлекательный музыкальный номер. Откуда явилась музыка? О, это самый главный сюрприз театра. Автор этой музыки - ленинградский композитор Юрий Фалик. Четвёртая часть музыки, звучащей в обновленных "Корневильских колоколах", написана, мсье Робер, не вами. Вы этого не заметили? Очень хорошо - этого никто не замечает. Утверждают даже, что на репетициях оркестр устраивал нечто вроде викторины. Надо было угадать, какие части партитуры написаны вами, а какие Ю. Фаликом. Выигравших не было.
      О, наконец-то вы опять улыбаетесь, мастер. Вот и прекрасно. Теперь я могу со спокойным сердцем откланяться. Жму вашу руку и спешу поздравить с новым спектаклем вас, и ленинградцев. Мы снова вместе. И не скоро расстанемся.

Ю.Димитрин
 

1998-2001 © Агентство "Информационные ресурсы"
дизайн сайта - Александр Зубков
hosted by