Добро Пожаловать в Санкт-Петербург
 
 
Оздоев Дауд Османович

   Родился в 1959 году.
   Его путь в профессию художника был не прост. На незаурядное дарование подростка обратил особое внимание Н.М. Сухинов - опытный педагог художественной школы его родного поселка Карца Пригородного района СОАССР, ставшим его первым наставником. Впоследствии, после службы в армии, Оздоев посещает студию В.И. Суворова - ученика знаменитого художника М.Ф. Ларионова.
   С 1984 года Дауд Оздоев сотрудничает с известными петербургскими графиками Т.К. Добровольской и Н.Г. Лебедевым. Много внимания он уделяет и самостоятельной учебе у великих художников прошлых веков. Изучение полотен старых мастеров, копирование произведений Рубенса в Государственном Эрмитаже способствовало росту его мастерства живописца и порождало интерес к постижению сложной и тонкой техники многослойного письма лессировками, получившей развитие во всей европейской живописи. В этом Дауд Оздоев усвоил уроки, присущие старой академической системе обучения, которая строилась на следовании классическим образцам.
   В произведениях искусства эпохи Ренессанс, в полотнах художников Фландрии Дауд Оздоев черпает многие творческие идеи и, подобно, своим предшественникам, вкладывает в свои "подражания" старым мастерам новое, современное содержание. Позднее через классику он выйдет на национальные корни, на народный эпос ингушей (или, как они себя называют, вайнахов), их историю и литературу.
   Каждая выставка живописи и графики Д. Оздоева - это заманчивое приглашение к путешествию по Кавказу, своеобразная прогулка по любимым местам художника. Дауд Оздоев предлагает вместе с ним созерцать кавказскую природу, тонко и деликатно обращает внимание зрителя на ее своеобразную красоту, приглашает вжиться в хрупкий мир очарования этой природы, раскрывает ее вечную ценность.
   Образ величественного и гордого Кавказа создал в свое время М.Ю. Лермонтов в поэме "Мцыри". Средствами живописи одноименная картина Д. Оздоева "Мцыри" дополняет эмоциональный рассказ о глубоких потрясениях героя на пути нового обретения Родины, о его духовной силе и благородстве в борьбе с трагическими обстоятельствами жизни.
   Одно из главных мест в творчестве художника занимают пейзажи. В произведениях "Ущелье реки Асса", "Перед рассветом", "На горной дороге", "Утро в Ассинском ущелье", написанных с большим вдохновением и мастерством, представлены разнообразные планы и виды величественных кавказских гор, вьющиеся в теснине берегов быстрые реки, переливающиеся с одной скалы на другую родники.
   "Живописные сюиты" с изображением пейзажей Ингушетии Д. Оздоева поражают воображение. Удлиненный горизонтальный формат картин, помогает художнику дать не только широкий разворот пространства, но и придает пейзажу возвышенность и монументальность. Одним из главных выразительных средств живописи Оздоева является цвет. Особенности его колорита связаны с традицией русской живописи рубежа Х1Х-ХХ веков. Тонкие нюансировки цвета, богатство колорита соединяются с ясным и четким рисунком.
   Акварели и гуаши Оздоева подкупают зрителя свободой, непосредственностью, а также задушевностью, присущими характеру самого живописца. В его произведениях "Зима", "Речка Шолхи", "Закат", "Осень", "Река Аздын" и многих других привлекает ясно выраженное чувство первозданной красоты и нетронутости южной природы. Графика художника отличается многоплановостью композиционного построения и одновременно бережным и внимательным отношением к передаче деталей, особой живописностью.
   Национальные мотивы более всего можно ощутить в произведениях, навеянных народным эпосом. Среди них - "Кавказская легенда", "Чудесный источник Ховрахий", "Старинная мелодия". Здесь, на фоне кавказского пейзажа разворачиваются сюжетные композиции на темы ингушских сказаний и эпизоды из жизни предков - о воде святого источника, которую нельзя продавать, а можно лишь брать для больных и страждущих, о вечной теме материнской любви, о робком свидании любящих молодых людей у горного водопада. В свои панорамные пейзажи Д. Оздоев вводит изображения ингушей в старинных национальных костюмах, а также архитектурные памятники, подчеркивающие древность этой земли и ее историко-культурные ценности. Художник рассматривает их как неотъемлемую часть кавказской природы, живущую с ней единой жизнью.
   "Портрет матери", написанный художником по памяти, уже после ее смерти, затрагивает чувства каждого человека. Это одновременно и портрет конкретной пожилой женщины, и обобщающий образ всех Матерей, перед которыми мы всегда в долгу.
   Художник не боится экспериментировать с таким не популярным (и потому забытым в настоящее время) жанром живописи, как аллегория. Одно из удачных его полотен - "Ингушетия" с парадным портретом первого Президента Республики Ингушетия Руслана Аушева под Триумфальной Аркой Священного Храма Тхаба-Ерды. Детали картины представляют главные мотивы Ингушетии - государственные символы (флаг), этнографические (костюм, аксессуары и оружие), архитектурные (арка храма), а также пейзаж с изображением места будущей столицы Магаса (в проеме арки) и аллегорию изобилия, переданную по классической традиции венками из цветов и плодов этой прекрасной земли.
   В картине "Священная груша" художник в аллегорической форме повествует о потрясениях ингушского народа, сравнивая их с национальной святыней - изрубленной грушей, которая, несмотря на злые силы, стремящиеся ее уничтожить, возрождается вновь и вновь.
   Д. Оздоев является наследником того поколения современной русской живописи, которое можно назвать романтиками. На фоне всеобщего увлечения в современной живописи теми видами и формами искусства, которые были характерны для европейской школы 10-20-х гг. XX в. - абстракционизма, футуризма, дадаизма и их разновидностей, Оздоев продолжает традиции реалистической живописи XIХ-ХХ вв.
   Природа самого художника далека от всего модного, случайного и обыденного, его произведения вовлекают зрителя в мир возвышенного и совершенного.
   Реализм художника не означает, что он не уделяет внимания особенностям собственно живописного и пластического языка, той доле условности, без которой искусство перестает быть искусством. Его рисунок точен, а мастерство живописи и композиции неоспоримы.
   В своем творчестве Д. Оздоев, пройдя долгим путем усвоения опыта многих выдающихся художников западноевропейской и русской школы живописи и осознав себя как часть мирового наследия, создал собственный стиль, благодаря которому его произведения легко узнаваемы.
   У Дауда Османовича трое детей, которым он хочет оставить свое честное имя человека и художника, перед которыми он чувствует свою ответственность. И в жизни, и в творчестве он выбирает Красоту, Добро и Веру в Счастье.

   Выставки:
   1994 г. - Выставки в США: DIZAIN-ART (Хьюстон), WEB-GALERY (Кросби)
   1996 г. - Персональная выставка в Ингушском Государственном музее изобразительных искусств, г. Карабулак (24 работы закуплено для фондов музея)
   1998 г. - Участие в выставке "Художники Ингушетии", г. Уфа
   2000 г. - Персональная выставка в Ингушском Государственном музее, г. Назрань
   2000 г. - Участие во Всероссийской выставке "Навстречу третьему тысячелетию", Дом художников, г. Москва
   2001 г. - Персональная выставка в Мраморном зале Российского Этнографического музея, г. Санкт-Петербург
   Работы художника находятся в частных коллекциях США, Англии, Германии, Норвегии, Швеции, Австралии, Австрии, Финляндии, Латвии и России.

   Фотоальбом Оздоева Дауда Османовича


 

назад наверх первая страница поиск английская версия
Просмотр личностей по рубрикам
Общий список личностей
Почетные граждане города
Питерцы в мире
Нобелевские лауреаты
Питерцы в столице
Питерцы в веках
Ссылки на другие ресурсы
Информация о проекте
Отзывы о проекте
Контактная информация

«Похождения либреттиста»

Книга
Юрия Димитрина

Колонка Редактора

Помандрес
Владимира Шали


Наша реклама

Администрация Санкт-Петербурга

Web-услуги в Санкт-Петербурге


1998-2013 © Агентство "Информационные ресурсы"