Добро Пожаловать в Санкт-Петербург
 
 
Смоловик Алексей Владимирович

Алексей Смоловик родился в Волгограде в 1965 году.

Окончил Саратовское художественное училище им. А.П. Боголюбова (отделение живописи) с отличием.

С 1989 года живет и работает в Санкт-Петербурге, участвует в выставках в России и за рубежом.

В 1996 посетил Иерусалим, Палестину, Италию, о. Афон, Константинополь, а также монастыри России и Украины.

В 1996 выиграл конкурс молодых художников Бернадетт Ширак и Софи Фуаз, Ассоциация «Le Pont Neuf» Париж, Франция.

В 1997 продолжил образование (повышение квалификации) в Институте технологии и дизайна.

В 1998 вступил в Союз художников России.

С 1998 преподавал в Высшем колледже дизайна (живопись, композиция и цветоведение) и в Школе Искусств «На Васильевском». Разработал авторскую программу «Сотворчество» на основе традиционных и современных школ живописи. Работы его учеников находятся в Русском музее (Санкт-Петербург), в музее IACA (Нью-Йорк) и других собраниях.

В 1999 вступил в Международную ассоциацию «Диалог культур».

Автор нового направления в искусстве «Грань/The Verge». В 1999 году в Гос. Эрмитаже был зачитан Манифест «Грань», новая идея которого заключается не в линейном развитии от фигуративного искусства к абстрактному, а целостное, соборное развитие в художнике противоположных начал. Учитывая противопоставление и синтез в их нераздельном и неслиянном балансе.

В 2000 году получил Высшую категорию педагогического мастерства.

В 2002 году поступил в Православный институт религиоведения и церковных искусств (отделение иконописи).

В 2008 стал Лауреатом Четвертой Международной Биеннале графики.

Участник более 60 выставок в России и за рубежом.

Основные персональные и коллективные выставки:

  • 1989 Первая выставка в Музее им. А.Н. Радищева, Саратов.
    Саратовский государственный университет, Саратов.
    Выставка группы «Два начала», Дом офицеров, Ленинград.
  • 1990 «Ностальгия», ДК им. Газа, Ленинград.
    «Поднебесное» (в рамках международной конференции «Путями великих миграций»), Центр Юнеско, Москва.
    «Двое», Дом дружбы народов, Москва.
  • 1992 Выставка современного искусства, Ленэкспо, Санкт-Петербург.
    Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
  • 1993 «Санкт-Петербург – Париж», Культурный центр «Neuilly-sur-Seine», Париж, Франция.
  • 1995 «Mystical Circles», Johns Hopkins University, Baltimore, USA.
    «Архитектура Духа», редакция журнала «Звезда», Санкт-Петербург.
    «Образы Индии», Союз художников России, Санкт-Петербург.
  • 1996 Четвертое биеннале новейшего искусства, Смольный собор, Санкт-Петербург.
  • 1996-2009 Ежегодная выставка новых произведений петербургских художников, ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
  • 1998-2004 Галерея «Херкенинг», Нидерланды.
  • 1999 Декларация манифеста «Грань» и демонстрация работ, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
    «Мир влюбленных», Союз художников России, Санкт-Петербург.
  • 2000 «Russian art of Birmingham», Королевское общество художников Бермингема, Англия.
  • 2000 «Грань – The Verge», Галерея «Арт-коллегия», Санкт-Петербург.
  • С 2003 сотрудничество с галереей Марины Гисич, Санкт-Петербург.
  • 2003 «Белое воплощение», Галерея «Арт-город», Санкт-Петербург.
  • 2004 «Русская нирвана», Мастер-класс, Государственный музей Этнографии, Санкт-Петербург.
    «Рождественская выставка», Галерея «Ди-Ди», Санкт-Петербург.
    Вторая Международная Биеннале графики, ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
  • 2005 «Уроки геометрии», Мастер-класс, Государственный музей Этнографии, Санкт-Петербург.
  • 2005-2007 Международный фестиваль «Мини-арт», Галерея «Кино-Фот-703», Санкт-Петербург.
  • 2006 «Весна-2006», Союз художников России, Санкт-Петербург.
    «Природа космоса», Мастер-класс, Государственный музей Этнографии, Санкт-Петербург.
    Третья Международная Биеннале графики, ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
  • 2007 «Весна-2007», Союз художников России, Санкт-Петербург.
    «Метаморфозы», Творческий союз художников IFA, Санкт-Петербург.
    Выставка современного искусства, Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург.
    «Петербург – Москва: Живопись двух столиц. Современное искусство художников неформальных школ и объединений Санкт-Петербурга. 21 век», Государственный выставочный зал «Беляево», Москва.
  • 2008 «Камертоны пространства», Wunderkammer, Отель «Англетер», Санкт-Петербург.
    Четвертая Международная Биеннале графики, Союз художников России, Санкт-Петербург. Диплом Лауреата.
    Международный фестиваль современного искусства «Праздник Дома», музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург.
    Первая Балтийская Биеннале, ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
    «Игра в бисер», Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург.
    «Избранные», Шестой Международный фестиваль «Мини-арт», Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург.
  • 2009 Персональная выставка «Игра в бисер», Генеральное Консульство Королевства Нидерландов, Санкт-Петербург.

Публикации, альбомы и каталоги:

  • «Вселенские цветы». Научный центр проблем диалога, СПб, 1992. (альбом)
  • С. Жаворонкова. «Размышления». «Невское время», №164(319), СПб, 1992.
  • В. Селиванов. «Палитра космоса». Роза мира, СПб, 1992.
  • «Краски подсознания». «Вечерний Петербург», №188, СПб, 1992.
  • С. Бесстужева. «Вживание в образ». «На страже Родины», №172(24307), СПб, 1992.
  • «Санкт-Петербург – Париж». Культурный центр «Neuilly-sur-Seine», СПб,1993. (каталог)
  • Т. Речицкая. «Спешу к России». «Московская застава», №6, СПб, 1995.
  • «Видение». «Час пик», №224 (495), СПб, 1995.
  • «Петербург». ЦВЗ «Манеж», СПб, 1996-2008. (каталоги)
  • «De Westetrvelder». Голландия, 1998.
  • «Kuhstwerk», №2-3, Willy Bosga, Голландия, 1998.
  • «Art Alternatives». Галерея «Херкенинг», Голландия, 1998. (каталог)
  • В. Селиванов. «Грань – The Verge». «Ваш дом», №2(11), СПБ, 1999. (каталог)
  • В. Селиванов. «Грань – новое направление в искусстве». ЦВЗ «Манеж», СПб, 1999.
  • В. Селиванов. «Искусство, каким ему быть?» «Артодокс», №1, СПб, 2000.
  • «Russische kunst in Wittelte». «Art.nl», №3, Willy Bosga, Голландия, 2000.
  • «Eigen Collectie Galerie». Голландия, 2003. (каталог)
  • Единый художественный рейтинг. Москва, 2003.
  • А. Курбановский. «Русская нирвана». СПб, 2004. (буклет к выставке)
  • В. Бранский. «О синергетической тенденции в творчестве современных художников». СПб, 2004. (буклет)
  • «Весна 2006». Союз художников России, СПб, 2006. (каталог)
  • «Salon», №7 (107), СПб, 2006.
  • «Мастер-класс», СПб, 2006. (буклет к выставке)
  • «Третья Международная Биеннале графики». СПб, 2006. (каталог)
  • «Петербург – Москва: Живопись двух столиц. Современное искусство художников неформальных школ и объединений Санкт-Петербурга. 21 век». Москва, 2007. (каталог)
  • «Параллелошар», №3, Музей Нонконформистского искусства, СПб, 2007.
  • Календарь 2008. Кристина Делок-Фурко (Щукина), Париж, 2008.
  • «Четвертая Международная Биеннале графики». СПб, 2008. (каталог)
  • «Первая Балтийская Биеннале». СПб, 2008. (каталог)
  • «Петербургский дневник», №28 (188), СПб, 2008.
  • «Игра в бисер». СПб, 2008. (каталог)
  • И. Дудина. «Масоны нового фасона». «На Невском». №11 (142), СПб, 2008.
  • «Под ключ». №10 (74), СПб, 2008.
  • «Pulse». №11, СПб, 2008.
  • «Time Out». №23 (157), СПб, 2008.
  • «Женский Петербург». №7(66), СПб, 2008.
  • Т. Кириллина. «Игра: бесчисленность комбинаций». «Вечерний Петербург». №212(23818), СПб, 2008.
  • М. Герман. «Алексей Смоловик: игра в бисер». «Новый Мир искусства». 6/ 65/ 2008, СПб.
  • «Параллелошар». №4, Музей Нонконформистского искусства, СПб, 2009.
  • «Арт-город». №1 (20), СПб, 2009.

Собрания

  • Волгоградский музей изобразительных искусств
  • Музей нонконформистского искусства, Санкт-Петербург
  • University Art Gallery. The University of the South, Sewanee, Tennessee
  • Галерея «Херкенинг», Нидерланды
  • Андре-Марка Делок-Фурко, внука Сергея Ивановича Щукина, Париж, Франция

А также в частных собраниях России,США, Франции, Нидерландов, Германии.


Сверхсчетное бытие

«В сердце моем возникает сверхсчетное бытие».
Райнер Мария Рильке

Картина продолжает жизнь вне зависимости от интерпретации, если, разумеется, она не являет собой унылый пример нашего доморощенного «постмодернизма», где «вещество искусства» подменено разговорами о нем.

Смоловик, по счастью, далек от нынешних «околохудожественных» игр, он прежде и более всего – живописец. Масштабное искусство не исчерпывается схоластикой: артистизм, индивидуальность, синтез современности приемов с укорененностью в традиции, профессиональная культура, труд и одаренность самоценны.

Это – случай Алексея Смоловика. Золя был глубоко прав, утверждая, что «в искусствах, так же как и в литературе, одна только форма утверждает новые идеи и новые методы» (Вестник Европы, 1879, L.). Живопись Смоловика – именно живопись, в ней – вольное дыхание фантазии и филигранный, пусть и подсознательный, расчет, гармония, «поверенная алгеброй» (Пушкин), сочетание монументализма с тонкой культурой обработки холста, настоящим «brio» зрелого мастера.

Корни искусства Алексея Смоловика сложны и серьезны. Он не просто испытал влияние мэтров, близких судьбой и искусством классическому русскому авангарду. Он сумел понять и разумом, и интуицией глубинную суть тех исканий, которые вошли в историю как «Великий русский эксперимент». Это, прежде всего, Борис Смирнов-Русецкий (1905-1993), учившийся у Рериха, знавший Кандинского, мастер высокой культуры; это хорошее понимание и несомненное влияние «стерлиговцев». И – главное – умение не только воспринять все это, но и сделать своим, найти собственную самость, свою интонацию, свой язык.

Еще не достигнув пятидесятилетнего рубежа, Алексей Смоловик стал вполне самим собою: нынче редко кто из художников может этим похвастаться. Ему не свойственны суетные метания, ради того, чтобы успеть вписаться в «main stream», равно как и приверженность найденному приему, дабы сохранить «узнаваемость». Он ищет, не изменяя себе, не стремясь ни к последовательному фигуративизму, ни к беспредметности. («Искусство должно быть необходимым и свободным, но ни в коем случае не быть рабом натуры», – считал Игнасио Зулоага). Говоря словами Сезанна, Смоловик старается «реализовать свои ощущения», строя различные пластические системы.

Михаил ГЕРМАН
профессор, доктор искусствоведения,
академик Академии Гуманитарных наук,
член Международной Ассоциации
Художественных критиков (AICA) при ЮНЕСКО,
главный научный сотрудник Государственного
Русского музея

Контакты:
E-mail: theverge@mail.ru
Internet: http://www.theverge.ru


Работы Алексея Смоловика


 

назад наверх первая страница поиск английская версия
Просмотр личностей по рубрикам
Общий список личностей
Почетные граждане города
Питерцы в мире
Нобелевские лауреаты
Питерцы в столице
Питерцы в веках
Ссылки на другие ресурсы
Информация о проекте
Отзывы о проекте
Контактная информация

«Похождения либреттиста»

Книга
Юрия Димитрина

Колонка Редактора

Помандрес
Владимира Шали


Наша реклама

Администрация Санкт-Петербурга

Web-услуги в Санкт-Петербурге


1998-2013 © Агентство "Информационные ресурсы"