Добро Пожаловать в Санкт-Петербург
 
 
Покровский Николай Борисович
Председатель редколлегии журнала «Личность и Культура»

 

О себе и не только

В своем Послании Совету Федерации 12 декабря 2012 г. Президент В.В. Путин не раз обращался к той важной роли СМИ, которую они могут играть в развитии России. В статье приводится конкретный пример того, какие крупные и жизненно важные для страны результаты может принести научно-просветительская журналистика.

 

Возможно, мой рассказ о своем опыте научно-просветительской журналистики сообщит уважаемым читателям что-то новое о том значении системного знания и эмоциональной культуры, потребность в которых приобрела сегодня особую актуальность для общества и отдельного человека.

Издалека

Первую свою газету я выпустил, когда учился в третьем классе. Газета была стенной и размещалась в коридоре небольшой коммунальной квартиры. Газета издавалась месяцев 6-8.

Моей второй попытке уже в 9-том классе воспрепятствовал всемогущий КГБ. Газета была задумана мной – сыном репрессированного при Сталине отца – как независимое издание. Газета называлась «Ленинградец» и должна была стать многотиражной. «Ленинградец» должен был писать о том, как разумно организовать жизнь в стране.

Но КГБ решил, что СССР обойдется без моей газеты, а меня лучше из дневной школы направить работать на завод грузчиком, чтобы лучше узнать жизнь.

Наиболее успешной стала моя третья попытка сразу после дефолта в августе 1998 г., имея за плечами четверть века научного стажа. С моими коллегами мы тогда решили, что дальше уже невозможно целой стране бродить в мороке бессистемных отрывочных представлений, типичных для неструктурированной культуры общества. Среди этих коллег был и один из создателей Санкт-Петербургского союза ученых Сергей Александрович Тихомиров. Уже 15 января 1999 г. был зарегистрирован наш журнал «Личность и Культура» (ЛиК).

Об извилистом пути к ЛиК я позволю себе немного рассказать далее. Возможно, кто-то в этом рассказе увидит те средства, с помощью которых судьба плетет ткань нашей жизни.

В древности говорили: «Понимающего судьба ведет, не понимающего – тащит».

Кстати, не оглядеться ли нам сейчас вокруг, и не вспомнить ли более современную американскую пословицу: «Если ты такой умный, почему ты такой бедный?».

Начало пути

В 1972 г. я окончил Ленинградский горный институт им. Г.В. Плеханова, получив профессию инженера-металлурга, и до 1989 г. работал в прикладной науке.

Важно отметить, что на третьем курсе ЛГИ, восхищенный стройностью «Сопротивления материалов», я решил перейти в Ленинградский строительный институт. Многие студенты не любили «сопромат» из-за нагромождения формул. Была пословица: «Сдал сопромат – можешь жениться». У меня, кстати, примерно так и получилось (1).

В сопромате же меня восхищало именно целое здание из формул, которые позволяли принимать абсолютно точные и надежные решения. Это было моим первым уроком по системному знанию.

Переход в ЛИСИ не состоялся, потому что в следующем семестре начался курс «физической химии», поражающей мощью своего аппарата термодинамики. По своей системности эта дисциплина ничуть не уступала сопромату. Более того, своей обращенностью к Природе, к жизни материи, она вооружала фундаментальными знаниями, а также совершенно иным восприятием реальности. Это восприятие трудно описать. Могу только сказать, что в нем четко бьется пульс реальности. Не зря говорится, что физика объясняет мир.

Кстати, в школе я просто ненавидел химию, получал по ней только тройки и считал – что угодно, но только не химия.

Перейди я в ЛИСИ, и, вероятнее всего этой статьи не было бы.

Окончив ЛГИ, через год я поступил в очную аспирантуру никель-кобальтовой подотрасли. Руководителем моей кандидатской диссертации был выдающийся советский ученый-металлург Николай Иванович Грань. Тема диссертации носила сугубо прикладной характер – «Исследование и разработка рационального режима ввода в эксплуатацию крупных рудно-термических электропечей никелевой промышленности».

Рациональный режим заключался в том, чтобы агрегат такой мощностью, какую потребляет небольшой город, перевести после строительства или ремонта в рабочий режим, когда он должен переплавлять тысячи тон руды в сутки.

Это – мощнейшие агрегаты. Работа каждого из них находилась на контроле в Главке. Их ввод в эксплуатацию регулярно сопровождался авариями и простоями для их устранения.

Изучать такие агрегаты весьма трудно, тем более в период кардинального изменения их состояния. Вопросы механики, теплотехники и электротехники, гидро- и газодинамики, фазовых переходов вещества и многое другое сплетались в практически неразличимый клубок. Задача казалась непосильной. Но мой руководитель любил именно проблемные вопросы и считал, что советскому ученому все по плечу. Он даже писал об этом стихи. Н.И. Грань был замечательной творческой личностью и высоко порядочной.

Пока я в панике «перелопачивал» все свои знания я неожиданно натолкнулся на теорию систем. В ВУЗе мы ее мало касались. И это все перевернуло. В руках оказался инструмент похожий на рентгеновский аппарат, который позволяет заглянуть за грань видимого. Осталось только найти способ, как пользоваться этим инструментом. Тогда я и разработал основы особого аналитического подхода, который позже назвал «Метод структурного анализа индексированных факторов ситуации», а позже по мере развития «Метаструктурным анализом».

Если бы я перешел в ЛИСИ, то эту аналитическую технологию точно бы не создал.

Но часто бывает так, что проблемы ведут к прогрессу, а их отсутствие – к застою.

Свободный выбор

Как только в моих руках оказался ключ к решению всех проблем, я тут же расслабился. И в этом «расслаблении» обратился к своему старому увлечению, в котором долго себе отказывал – к рисованию и живописи.

Дорогу в гуманитарное образование мне закрыл КГБ. Осталось техническое, чему я теперь рад. Техника оттачивает логику. Спасибо КГБ!

И вот я занялся давно любимым делом. По программе Академии художеств я прошел четырехгодичный курс академического рисунка, а в Народном университете искусств им. Н.К. Крупской изучал основы живописи.

Работа над диссертацией стала затягиваться. Однако, это имело и положительные следствия. Вот здесь, уважаемые читатели, мы подходим к очень важному месту моего рассказа. В этот период произошли события, которые могут послужить интересам страны и каждого отдельного человека с самой неожиданной стороны.

Тогда в середине семидесятых, регулярно переходя от письменного стола и калькулятора к мольберту, я не мог не заметить следующих эффектов. После занятий рисунком и живописью, я брался за решение научных задач в состоянии творческого подъема и решал большинство из них быстро и легко.

Но стоило мне после науки взяться за кисти и краски, как я первое время чувствовал себя совершенно беспомощным и потерянным. Я смотрел на натюрморт и не понимал, с какого конца за него взяться, я его не видел на холсте. Это было ужасно, во мне умирал художник.

Постепенно художник возрождался буквально, как Феникс из пепла. Затем все повторялось.

Теперь разговор об искусстве ненадолго прервется.

К концу восьмидесятых годов диссертация была готова. Она содержала 9 пунктов научной новизны, были получены три Авторских Свидетельства на изобретение и Акт внедрения на крупнейшем комбинате. А, кроме того, она приобрела и противников.

Справедливости ради надо сказать я сам в этом был виноват. Мой метод был настолько нов, что я сам не всегда мог его достаточно ясно выразить и обосновать. И хотя ни один вывод диссертации не отвергался, способы их получения ставились под сомнение.

Некоторые мои друзья-коллеги отмечали и такую «слабую» сторону диссертации – она часто делала ненужным математическое моделирование, которое тогда было элитным сектором прикладной науки. Из-за моего метода значение математического моделирования резко снижалась…

В общем, дискуссия по моей диссертации была перенесена в стены ВАК, который вместе с СССР вскоре перестал существовать.

Перестала существовать и моя зависимость от госучреждений.

С 1990 г. я уже в частном предприятии с названием «Меридиан 2000» в сфере арт-бизнеса. Нам принадлежит небольшой павильон у самого Петергофского дворца и парка. Мои картины расходятся по всему миру от Аргентины до Японии. То же – и у многих других художников. Интерес мира к русскому искусству неуемен.

От гонораров так кружится голова, что приходится лежать на балконе и смотреть на бегущие облака, чтобы привести психику в порядок.

Деньги очень сильно действуют на психику. В этом действии есть и что-то злое, поэтому добрые дела просто необходимы даже в целях самосохранения.

Начальный капитал появился.

Арт-бизнес процветает, и в 1991 г. предприятие принимает решение построить для художников-инвалидов специальный поселок для творчества и жизни. Эту идею поддержал депутат Ленсовета Виктор Васильевич Червяков, и было выбрано место в районе Стрельны. Тогда отношение в обществе к инвалидам было намного гуманнее.

Как выяснилось позже, одна из дочерей В.В. Червякова тоже расписывала матрешки – этот супер-сувенир.

По истине – нет ничего случайного.

Но нашему плану было не суждено сбыться.

Новые времена

После 1991-1992 г.г. началось резкое ухудшение экономической ситуации. Закрывались предприятия. Многие люди, особенно предпенсионного возраста, оказались без средств к существованию.

«Несимпатичные» черты российской действительности снижали интерес к ней в мире. После 1993 г. число туристов снизалось в 15 раз!

Доходы от арт-бизнеса резко упали. Отказавшись от планов с поселком, «Меридиан 2000» организовал ускоренные художественные курсы для всех желающих. Уже после 10 занятий по 2 часа человек мог создавать товарную продукцию. Причем сам «Меридиан 2000» ее оплачивал. Многие люди и сами находили свои рынки сбыта. Более 4 000 человек прошли через эти курсы.

В науке тоже сложилась очень тяжелая ситуация. Ее финансирование практически прекратилось. Нередко научные сотрудники в институтах сами платили за тепло и свет. Многие мои бывшие коллеги испытали настоящий шок. Невозможно было это спокойно наблюдать.

И тогда по инициативе ряда моих бывших коллег было создано еще одно предприятие ЗАО «Гуманитарный фонд». Его задачей стала поддержка ученых и специалистов. Одним из видов такой поддержки была оплата научных консультаций. Это не ущемляло чувства собственного достоинства и имело вполне благопристойный вид.

Тогда-то на предприятие и хлынул настоящий поток разнообразных знаний – от космической области до народного искусства.

Компетенции многих специалистов были просто изумительны.

Скоро ЗАО «Гуманитарный фонд» стал похож на «малую академию наук». У кучки свободных профессионалов возникла дерзкая идея взяться за тему, которую не ставила и «большая» Академия наук – спрогнозировать дальнейшее развитие России.

Упомянутый Метаструктурный анализ позволял успешно конвертировать уникальные компетенции и уникальный набор знаний в целевой продукт. Мы с воодушевлением взялись за это.

В это же время «Меридиан 2000» преподнес свой приятный и интересный «сюрприз». Руководила тогда курсами замечательный, удивительно светлый человек Тамара Валентиновна Грачева (2). Она была инвалидом-опорником, не выходила из своей квартиры и, тем не менее, по телефону с поразительным умением и любовью к людям организовывала работу курсов. Газета Вакансия посвятила ей большую статью.

Именно любовь и сердечное внимание к людям Тамары Грачевой подарило стране и миру уникальное открытие. Ее живой интерес к тому, как чувствует себя человек в новой среде, позволил зафиксировать важные изменения параметров человека. Это выражалось в активизации творческих возможностей и существенном изменении жизненных позиций в положительную сторону – рождался оптимизм, уверенность в себе, другим становился взгляд на мир.

Здесь мне вспомнилось все то, что я сам испытывал, занимаясь искусством.

Метаструктурный анализ и интеллектуальные ресурсы нашей «малой академии наук» позволили быстро интерпретировать изменения параметров человека. Это привело к созданию Теории отстранения. Важным продуктом Теории стало беспрецедентное по глубине понимание природы многих деструктивных мотивов поведения людей. В их числе и такое явление, как повсеместное появление «стрелков», убивающих своих сограждан.

Средством профилактики деструкции Теория отстранения называет развитие образного мышления, как средства оптимизации баланса экстравертных и интровертных свойств сознания человека. Технологии жизнеобеспечения людей в XX веке существенно нарушили этот многовековой баланс.

Как председатель Художественно-Экспертного Совета при Правительстве Ленинградской области, я имел дополнительную возможность много раз наблюдать за тем, как разительно отличается по свой жизнеутверждающей природе мышление художника.

В 1998 г. по Заключению Государственного Экспертного Совета Теория отстранения «дала новое раскрытие проблемы».

Новые знания

Особенностью Метаструктурного анализа является высоко структурированное системное знание. По объективным причинам этот вид знания не типичен для нашего общества. Особенную враждебность к нему проявляла советская идеология. Это мешало его культивированию и в других областях.

Как показала практика, многое из того, что дает Метаструктурный анализ, существенно опережает представления современников, иногда – на десятилетия.

Так получилось с нашей «Теорией развития России до 2015-2020 г.г.», которая была разработана к 1996 г. Буклет, посвященный ей, с названием «Россия – черты настоящего и будущего» вышел в 1996 г. тиражом 1 000 экз.

Главную часть Теории составляла Диаграмма развития России до 2015 г., сокращенно ДРР. ДРР состоит из трех групп графиков, которые в полной мере отображают состояние общества в каждый момент времени.

Согласно нашим выводам с 1996 г. Россия вступала в фазу подъема. Тогда это было встречено, как абсурд и полная несуразица. Ведь видимость этого не показывала, а ничего кроме видимости не становилось предметом исследования.

Важно отметить то, что Теория развития России дала раскрытие реального исторического процесса с такой полнотой, что за прошедшие почти 20 лет в стране не произошло ничего существенного сверх того, что сообщила Теория в 1996 г.

Сегодня ДРР отображает беспрецедентный случай в науке по точности прогнозирования. В частности, это – график ЭП (изменения экономического потенциала страны). Он полностью совпал с изменением ВВП.

После буклета в феврале 1998 г. в журнале Мост вышла наша статья с аналогичным названием. В ней мы, в частности, предупреждали о предстоящем финансовом кризисе – и в августе 1998 г. разразился дефолт.

Об этой опасности мы постоянно говорили с 1996 г. Далеко не все обратили на это серьезное внимание. Вот два конкретных примера. Наши предостережения (мы говорили также об опасности ГКО) в Инкомбанке оценили так: «Это – философия, а мы зарабатываем деньги». Инкомбанк стал крупным обладателем ГКО и рухнул после дефолта.

В Отделе маркетинга Банка Санкт-Петербург нас просто поблагодарили. После дефолта выяснилось, что в активах этого банка ГКО занимали ничтожную часть. Банк успешно перенес дефолт (3).

Усилению в обществе позиций системного знания с 1999 г. служит журнал ЛиК. Самая эффективная в стране аналитика позволяет редакции публиковать статьи уникальные по практической ценности.

В каждом номере ЛиК публикуется и ДРР с актуальным комментарием.

Уже во втором номере ЛиК мы поместили статью «В России – не экономический, а глубинный культурный кризис». Ранее этот материал мы публиковали в журнале Мост.

Для меня с коллегами было очевидно, что только структурирование новой адекватной культуры обеспечит системный прогресс в России. Фундаментальное определение культуры – система знаний, ценностей и регулятивов. Одни знания без других компонентов не продуктивны. Это мы и наблюдаем более 20 лет.

Нет ни четких ценностей, ни регулятивов, и вот итог. За 20 лет Европа, разрушенная до основания войной, приблизилась к своему «славному тридцатилетию» и уже достигла таких успехов, с которыми не сравнимо развитие Россия, при гораздо лучшем исходном состоянии. Причина этого в иной культуре. 400 лет после Ренессанса и 200 лет после Эпохи Просвещение не прошли зря.

Кроме всего прочего, культура формирует коммуникационную среду общества. У российского общества она крайне бедна и ущербна.

Слишком продолжительное время общество жило с заниженным статусом личности и здоровой морали. Фундаментальная для жизни страны категория труда деградировала. Государство дало повод для названия «Империи зла».

Понятно, что понятийная система такой природы никак не может считаться адекватной сегодняшней реальности.

В результате различные социальные группы не имеют достаточных оснований для продуктивного сотрудничества, не видят себя в системе отношений, не различают в другой стороне признаки для партнерства.

Вот простой пример. Несколько лет назад Виктор Вексельберг совершил очень красивый поступок – купил за 90 млн. долларов коллекцию яиц Фаберже и подарил их государству. Тогда я подумал, а что, если собрать 90 умниц, заплатить каждому по 1 млн. долларов, и поручить им разработку эффективной налоговой системы.

Но ее нет. Почему? Нет в России 90 умниц или нет еще 90 млн. долларов?

А ведь бизнес больше 20 лет монотонно твердит о «плохих» налогах.

Может быть, действует принцип – проще украсть (уйти от налогов)?

Так чего нет – умниц, долларов или культуры?

Все чего-то стоит. По нашим расчетам в силу неадекватной культуры страна теряет в год до 12-15 госбюджетов.

В Библии говорится: «Не иди широким путем, ибо этот путь ведет к гибели. Иди узким путем, это – путь спасения».

Узким путем – значит, с приложением усилий разума и воли.

Наиболее продуктивным предметом их приложения является системное знание, освещенное светом культуры.

Теперь о «спасении». Вопрос очень актуальный.

Успешный опыт с Теорией развития России позволил нам в 2000 г. установить весьма интересную закономерность в последовательности кризисных лет в истории России с 21 г. н.э. до 2101 г. Таких лет всего 14. Это гармонический ряд с сокращением межкризисных периодов.

Вот этот ряд: 21, 817, 1309, 1613, 1801, 1917, 1989, 2034, 2062, 2079, 2089, 2095, 2099, 2101 г.

Мы назвали его «Волной Деструкции в истории России». Интерпретируя этот ряд, как своего рода «исторический код», можно сделать два вывода: либо эта «Волна» вынесет Россию на совершенно новый виток цивилизации, либо смоет ее с лица этой цивилизации. Тогда локомотивом цивилизации станет другая страна, скорее всего восточного региона. Представляется, что западная рационалистическая культура себя исчерпала. «Закат Европы» исследовал еще Освальд Шпенглер.

Согласно науке сегодня Россия – один из «дублеров» цивилизации, как это имеет место во всей природе, включая и человека.

Уникальная возможность России возникла как раз из того, что она выпала из магистрального пути технократической цивилизации, которая привела к существенному дисбалансу понятийного и образного мышления человека. Это сделало сознание линейным, тогда как вся реальность является исключительно нелинейной. В первую очередь нелинейна экономика. Нелинейным является и сам социум. Мы видим системное противоречие, а за ним – системные кризисы.

Введя всеобщую изобразительную грамотность и новую модификацию системы образования, Россия преобразуется в новый субъект цивилизации с особо продуктивным интеллектом и духовными свойствами. Вот суть открытия «Меридиан 2000».

По законам систем именно следующий кризис 2034-го года определит историческую траекторию страны. Наши действия или бездействие сегодня склонят тогда весы истории в ту или иную сторону.

Эту тему я попытался раскрыть в своем графическом листе «Цена культуры».

Действия

Наша «малая академия наук» позволила редакции ЛиК успешно вести целевую сегрегацию знаний научного сообщества. И в 2008 г. я направил Президенту Д.А. Медведеву свой доклад «Об основаниях модернизации экономической политики». По предложению Экспертного Управления Президента РФ и с учетом его замечаний мы провели обсуждение доклада в сфере науки, бизнеса и власти.

Мы с коллегами были очень рады, когда Послание Президента РФ Совету Федерации РФ 2009 началось словами: «Сегодня мы говорим о модернизации – это квинтэссенция этого Послания».

На основе этого Послания Д.А. Медведева мы разработали программу «Народная экономика», см. сайт www.ekonomika-2034-0.narod.ru

Программа предлагала принципиально новую методологию и новые подходы, которые учитывают и природу исторического процесса и его темп.

Вот оценка Программы Экспертным Управлением Президента РФ: «Признательны Вам, что наши предложения дали импульс Вашему творческому коллективу и Вам к разработке программы «Народная экономика».

Разделяем Ваше стремление к поиску и внедрению новых инструментов планирования и осуществление основных направлений государственной политики, особенно, через содержательное взаимопроникновение экономики, образования, социальной практики и культуры.

Роль таких институтов гражданского общества, как журнала «Личность и культура», ЗАО «Гуманитарный фонд» и других Ваших творческих партнеров трудно переоценить в деле укрепления российской государственности и общественного сознания».

Учитывая роль культуры, основным инструментом реализации программы «Народная экономика» в 2010 г. стала целевая программа «Российская культурная навигация». Ее координатор – редакция ЛиК.

Программа «Российская культурная навигация» служит структурированию адекватной понятийной системы общества с учетом национальных традиций и особенностей, а также с учетом мирового опыта человечества.

В рамках этой Программы в 2011 г. по запросу Администрации Президента РФ мы сформулировали ряд концептуальных выводов. Мы были рады, когда в Послании Президента РФ Совету Федерации РФ 2011 тема культуры впервые за 20 последних лет прозвучала в системном виде. И в дальнейшем мы видим веерное развитие этой темы в стране.

В Программу входит и такая инновационную разработка, как проект «Поиск», сайт www.poisk2020.org.

Проект включает комплекс Всероссийских научно-практических Интернет-конференций, которые должны охватить всю основную проблематику страны. Минобрнауки дал Проекту такую оценку: «Полагаем, что предлагаемый Вами проект «Поиск» будет способствовать мобилизации интеллектуальных ресурсов регионов России на повышение качества государственного управления».

Сегодня продуктами «Поиска» уже стали Проектные предложения по федеральным законам: «Всеобщая изобразительная грамотность в России» (4), «Эффективно образованная Россия», «Народная экономика». В профильных Комитетах ГД мы ведем по ним работу.

Ведется работа и в стенах Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

Личность и Культура

Личный опыт убедил меня в значительном повышении продуктивности интеллекта за счет развития образного мышления. При этом активизируются ассоциативные связи и «емкость» мышления возрастает на порядок. Можно даже почувствовать себя гением.

Так же четко я осознал, что искусство значительно обостряет чувство гармонии и придает сознанию особую стройность. Это еще больше увеличивает его эффективность. А главное – эта индивидуальная «эстетика интеллекта» рождает уверенность в достижении успеха. Психологи считают эту уверенность необходимым и едва ли не достаточным условием успеха. Предчувствие успеха движет человеком и наполняет его жизнь.

Вот, что по этому поводу говорят результаты социологических исследований среди учащихся наших курсов (5): 78% респондентов ощутили, что после получения творческих решений возникает ощущение, что и «любая задача по плечу»; 56% пережили спокойную радость, согласия с собой, ощущение смысла жизни; 44,5% отметили возрастание яркости всех ощущений и снятие напряжения, тревожности; 44,4% испытали экстаз, возбуждение, всплеск активности, желание что-либо говорить или делать.

Такие же эффекты создают и произведения искусства, если они «грамотно» воспринимаются. К сожалению, статус культуры в нашем обществе не обеспечивает этой грамотности. Два мощных культурных разрыва в течение 75 лет (практически 3 поколения) усугубляют положение. Даже среди интеллигенции большое число людей сегодня не достаточно разбираются в живописи или музыке, мало знает литературу.

Приходится констатировать досадную ситуацию – одна из величайших наций, крупнейший субъект мировой истории, обладает уникально одаренным социумом, блестящими профессионалами и …бьется в сетях культурной некоммуникабельности.

Острейший дефицит системного знания и ценностей ведет к тому, что Р.С. Гринберг называет «импровизацией» в управлении. Страна и ее граждане живут в едином понятийном пространстве, далеком от адекватности жизни.

Вот почему создатели ЛиК поставили задачу изменения этого пространства, как первоочередную. Основные разделы журнала: общество, власть, бизнес, труд, наука, экономика, образование, религия, история, философия, психология, искусство. Ими достигается тот охват реальности, который обеспечивает целостность ее восприятия и полноту суждений.

Это восприятие во многом зависит от эмоционального аппарата человека. Согласно нашей версии «Homo sapiens эмоциональный» – на 80%. Кстати, и ВВП на 80% зависит от базовых категорий культуры – стереотипов этики и эстетики. Вот как все увязано!

Поэтому редакция стремиться наполнять ЛиК материалами, которые служат потребности в разнообразных знаниях и эмоциональному тонусу, духовному благополучию. Например, ЛиК – единственное издание, где читателю помогают понимать язык живописи на примерах конкретных произведений. Этим ему открывается безбрежная область чувственного постижения мира с момента возникновения интеллекта.

Нередко признанные образцы прозы и поэзии дополняют материал естественных наук, истории, философии…

Это – сравнительно редкий вид научно-просветительской журналистики, имеющий особый созидательный эффект. «Малая академия наук» здесь сыграла решающую роль.

Чувственному строю человека в ЛиК придается особое значение. Человек должен быть счастлив и успешен. Это – главная возможность Культуры. Другая ее возможность – состоявшаяся Личность. «Производительность» обеих этих категорий движет Историей.

Эпоха Ренессанса направила колесо истории по известному пути. Деятельность редакции ЛиК позволила увидеть признаки российского Ренессанса в водовороте ее действительности. И ЛиК первым об этом возвестил (6).

Моя практика научно-просветительской журналистики дала мне великое счастье от знакомства с российским научным сообществом. В его недрах я вижу несравнимое величие России, ее культуры и государственности.

И счастливой своей возможностью я считаю способствовать развитию российского Ренессанса вместе с замечательным коллективом редакции ЛиК.

Эти мысли я в очередной раз попытался выразить в графическом листе «Гимн культуре».




(1) У меня двое детей. Сын Борис – педагог, кем он мечтал стать с седьмого класса. Его коллеги отзываются о нем в самых похвальных выражениях. Сейчас он работает над кандидатской диссертацией, которая посвящена социальному здоровью школьника – чрезвычайно актуальной теме. Дочь Надежда – кандидат экономических наук и доктор социологических наук.

(2) В январе 2012 г. Тамара Валентиновна Грачева ушла из жизни.

(3) В текущем 2013-ом году Нобелевская премия в области экономики была присуждена трем американским ученым: профессору Йельского университета Роберту Шиллеру, а также представителям Чикагского университета Ларсу Питеру Хансену и Юджину Фама. Они доказали, что колебания акций на бирже отражают только локальную конъюнктуру, а само состояние экономики на длительном периоде может оставаться достаточно стабильным и развиваться равномерно. То есть социально-экономические системы поддаются долгосрочному прогнозированию.

Именно это обстоятельство было установлено специалистами ЗАО «Гуманитарный фонд» около 20 лет назад путем анализа фундаментальных законов самоорганизации систем.

Получилось так, что Нобелевские лауреаты доказали возможность того, что мы осуществили практически 20 лет назад.

Причем, если выводы Нобелевских лауреатов основаны на математической (машинной) обработке банка статистических данных, то для российских коллег это было интеллектуальным прозрением, глубоким осознанием реальной действительности.

В какой-то мере эту ситуацию можно считать типичным для российских умниц. В отличие от многих своих зарубежных коллег, их работы часто не отмечены сколь-нибудь явным признанием, или хотя бы интересом. Со времен Петра Великого в российских традициях прочно укоренилось преклонение перед продуктами зарубежной культуры.

Многое пора менять в нашей отечественной культуре.

(4) Предложения разработаны на базе Народного художественного университета, ректором которого я также являюсь. В создание этого единственного в мире по своей структуре учреждения колоссальный, определяющий вклад внести в разное время моей жизни Е.Е. Моисеенко, Д.С. Лихачев, М.К. Аникушин и, менее известный в силу закрытости многих разработок, крупнейший ученый-системщик С.А. Попов.

(5) Исследования проводила Зав. Лабораторией социологии искусства Народного художественного университета Е.В. Стародумова, см. ЛиК №5-2009.

(6) Основные положения, упомянутые в тексте раскрываются в следующих статьях ЛиК: «Гуманитарный фонд предупреждает». № 1, 1999., «В России не экономический, а глубинный культурный кризис». № 2, 1999., «Развитие или деградация?». № 4, 2000., «От этики к экономике». № 3-4, 2001., «К теории общественных структур (Россия)». № 3/4. 2001., «Об острой необходимости изобразительного искусства в программе средней школы». № 3, 2004., «О механизме влияния этики и эстетики на экономику общества». № 3, 2005., «Россия может избежать культурного провала Запада». № 5, 2006., «О кризисе 2034г.» № 1. 2007., «Логика истории». № 6. 2007., «Это не финансовый, а интеллектуальный кризис». № 1. 2009., «Отечество в опасности?». № 6. 2009., «Послание Президента – российский Ренессанс». № 1. 2010., «О тревожных тридцатых». № 5. 2010. , «О модернизации и культуре». № 1. 2011., «Путь в будущее». № 2. 2011., «Нет решения вне культуры». № 3. 2011., «С Россией все в порядке». № 4. 2011., «Великий путь». № 4. 2011., «Ванга и ДРР». № 5. 2011.


 

назад наверх первая страница поиск английская версия
Просмотр личностей по рубрикам
Общий список личностей
Почетные граждане города
Питерцы в мире
Нобелевские лауреаты
Питерцы в столице
Питерцы в веках
Ссылки на другие ресурсы
Информация о проекте
Отзывы о проекте
Контактная информация

«Похождения либреттиста»

Книга
Юрия Димитрина

Колонка Редактора

Помандрес
Владимира Шали


Наша реклама

Администрация Санкт-Петербурга

Web-услуги в Санкт-Петербурге


1998-2013 © Агентство "Информационные ресурсы"